Перед Законом все равны. А над Законом … ПФУ!

 

  “Держава встановлює для наукових (науково-педагогічних) працівників, які мають необхідний стаж наукової роботи, пенсії на рівні, що забезпечує престижність наукової праці та стимулює систематичне оновлення наукових кадрів”.

          Закон Украины №1977-XII, ст.24, ч.1.

 


Прошло девять месяцев со дня вступления в силу новых Законов Украины о пенсиях. Но всё ещё большинство научных работников не получают правильно пересчитанную пенсию. Некоторые – вообще никакую, некоторые – еще продолжают получать по старым Законам.

Что же происходит с научными пенсиями? Да, государство установило вполне престижный уровень научных пенсий – от 80 до 90 процентов осовремененного среднего заработка, в отличие от других граждан, которым предусмотрено лишь по одному проценту за каждый год стажа. Правда, при этом в отличие от обычных пенсий для научных работников нет явно оговоренного порядка перерасчета ранее назначенных пенсий. А потому  – применяется то же самое правило, что и для первоначального назначения пенсии, т.е. пенсия в новом размере выплачивается с момента обращения (для обычных пенсионеров новый размер пенсии назначается с 1 января 2004г.). Моментом обращения считается дата принятия последней «бумажки» местным отделением пенсионного обеспечения. Даже не стоит говорить о том, что всяких дополнительных «бумажек» – документов, справок – можно придумать много. Можно и «по ходу» изменить форму некоторых из них, и потребовать «обновить», например, с трудом добытую справку о заработке. Можно придумать и дополнительную справку для подтверждения предыдущих …

Об ином порядке перерасчета – не с момента обращения, а о назначении по новому Закону с 1 января 2004г. при обращении в любой момент в течение 2004 года – говорится, например, в статье заместителя начальника Управления пенсионного реформирования Минтруда и социальной политики Украины Татьяны Марушенко, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы» №20’2004, стр. 63-64. Но это не Закон, это  – всего лишь публикация в журнале. А саму эту публикацию можно рассматривать как провокацию – она только дезинформирует научную общественность, поскольку подход ПФУ в корне от него отличается.

Дополнительные «бумажки» – это еще из разряда «мелких пакостей». Чиновниками ПФУ придумана и широко распространяется пакость и покрупнее – «в Законах ошибка»! И до законодательного исправления этой ошибки соответствующая часть Законов применяться не будет. Иногда, конечно, говорят несколько мягче: «Законы не согласованы и до их согласования оспариваемая норма не будет применяться вообще».

Вполне себе «законное» обоснование неисполнения Закона, точнее его нарушения. Где, когда и кому позволялось на таком основании не исполнять Закон?! Пусть попробует кто-нибудь из граждан или даже предприятий, организаций, фирм не платить какой-нибудь налог, заявляя что, мол, в Законе ошибка и величина налога должна быть другой.

О чем собственно идет речь?  В отличие от обычных пенсий, назначаемых по новому общему Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» №1058‑IV, работникам науки пенсии назначаются по статье 24 Закона «О научной и научно-технической деятельности» №1977-XII, соответствующие изменения в которую внесены с 1.01.2004г. Законом №1316‑IV.

Для определения размера пенсии сначала нужно вычислить личный коэффициент заработка. Порядок его вычисления одинаков для всех, и полностью описан в статье 40 общего Закона №1058‑IV. Для научных работников должен полностью применяться тот же самый порядок. На это имеется прямое указание в третьей части статьи 24 Закона №1977‑XII. Там говорится о том, что суммы заработной платы определяются «відповідно до частини другої статті 23 цього Закону та  статті  40 Закону України "Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування" (105815)».  Статья 23 Закона №1977‑XII определяет какие виды оплаты труда относятся к заработкам за научную деятельность, а статья 40 Закона №1058‑IV определяет за какие периоды трудовой деятельности следует учитывать заработки работника.

По первому абзацу первой части статьи 40 вопросов нет – применяется полностью. «Камнем преткновения» явился третий абзац, предоставляющий право оптимизировать коэффициент заработка исключением из расчета периода работы с низким заработком. Вот этот абзац дословно: «За вибором особи, яка звернулася за пенсією, з періоду, за який враховується заробітна плата (дохід) для обчислення пенсії, виключається період до 60 календарних місяців підряд за умови, що зазначений період становить не більше ніж 10 відсотків тривалості страхового стажу» (подчеркнуто мною).

Обсуждаемые здесь Законы приняты Верховной Радой именно в такой редакции и именно в такой редакции они должны исполняться.

Однако, тут ПФУ увидел возможность сокращения размера пенсии. Мол, поскольку пенсия научного работника зависит не от страхового стажа вообще, а только от стажа научной работы, то и 10 процентов следует отсчитывать именно от научного стажа. Вот, де, она – «ошибка» в Законе, которую надо согласовывать!

Уже само по себе это заявление абсурдно. Так, логически продолжая его, можно  заявить, что в действительности размер пенсии еще более существенно зависит от еще меньшего периода, а именно от того «періоду, за який  враховується  заробітна плата (дохід) для обчислення пенсії» и на этом основании проводить оптимизацию исключением десяти процентов от количества месяцев этого периода. Но такая трактовка уже слишком явно противоречила бы Закону (где сказано «10 відсотків тривалості страхового стажу»). Потому несмотря на абсурдность своего аргумента ПФУ усиленно его пропагандирует, разъясняя «непонятливым» научным работникам и Верховной Раде «несогласованность» Законов. Правильность, законность, юридическая обоснованность заменяются многократным повторением и распространением придуманного абсурда про «несогласованность». Главное – достижение цели – уменьшение размера пенсии.

В Законе четко сказано – исключается до 10% «от страхового стажа», а не от «періоду, за який враховується заробітна плата (дохід) для обчислення пенсії», а потому их аргумент насчет того, от какого стажа и заработка зависит размер пенсии не может иметь никакого отношения к тому, от какой величины исчисляются 10 процентов.

Предлагаемая ПФУ трактовка реально снижает размер пенсии, поэтому эта трактовка в принципе не может быть принята ни в каком виде – ни в виде ведомственных инструкций, ни в виде Указа министерства, ни в виде Постановления КабМина. И даже Верховная Рада уже не вправе принять Закон, изменяющий эту норму, поскольку она относится к содержанию и объему прав граждан, про которые в частности в статье 22 Конституции Украины сказано:

«Права і свободи людини і громадянина, закріплені цією Конституцією, не є вичерпними.

Конституційні права і свободи гарантуються і не можуть бути скасовані.

При прийнятті нових законів або внесенні змін до чинних законів не допускається звуження змісту та обсягу існуючих прав і свобод».

 

Предлагаемые Пенсионным фондом Украины изменения как раз и нацелены на снижение прав на научных работников на достойный размер пенсии – они реально снизят ее размер. Для обхода конституционной нормы ПФУ «пока» вообще не предоставляет права научным работникам оптимизировать свой заработок для назначения пенсии ни исключением 10% страхового стажа, ни исключением 10% научного стажа – чтобы иметь возможность заявлять о том, что не приобретенные права невозможно ни сузить, ни расширить. Но неисполнение Законов, фактически их нарушение, не может быть основанием для подобного заявления. Действующие Законы должны исполняться! Но Пенсионный фонд Украины, видимо, считает себя выше Закона. Он считает (для себя) правомерным не исполнять не нравящиеся ему Законы или их части. Ну, а исполнители (точнее, неисполнители) – работники местных органов ПФУ (собесов) – не имея законных оснований, видимо, имеют «вказівку» затягивать перерасчеты научных пенсий, якобы до законодательного урегулирования. Не имея законных оснований они на точные ссылки на статьи и пункты Закона могут тупо заявлять: “у нас нет такого закона”, “указанная норма – только для пенсий по возрасту”, “у Вас совсем другая пенсия”. Они никогда не назовут ни Закона, ни номера иного нормативного документа, которым руководствуются при назначении пенсии.  И в этом они также нарушают Конституцию, в статье 57 которой сказано:

«Кожному гарантується право знати свої права і обов'язки.

Закони та інші нормативно-правові акти, що визначають права і обов'язки громадян, мають бути доведені до відома населення у порядку, встановленому законом.

Закони та інші нормативно-правові акти, що визначають права і обов'язки громадян, не доведені до відома населення у порядку, встановленому законом, є нечинними».

 

В связи с этим положением следует также упомянуть и показатели средней по Украине заработной платы, рассчитываемые по специальной Методике ПФУ – в отличие от показателей Госкомитета по статистике эти показатели не публикуются в установленном законом порядке, а потому и само их применение при определении размера пенсии также не законно.

 

Так будут ли когда-нибудь в нашей стране исполняться наши Законы?

Станем ли мы правовым государством?

 

Смогут ли ответить на такие вопросы председатель правления Пенсионного фонда Украины Борис Александрович Зайчук и гарант соблюдения законности в проведении пенсионной реформы министр труда и социальной политики Михаил Николаевич Папиев. Ответят ли они и на менее риторические вопросы:

- сколько еще времени будет блокироваться исполнение новых пенсионных Законов?

- будут ли каким-либо образом компенсироваться сверхнормативные многомесячные задержки выплаты пенсий?

 

28 сентября 2004г.                                                                         Н.И.Хиргий

 

P.S. В последний месяц ПФУ и МинТруда занимают более хитрую позицию по поводу права научных работников на применение третьего абзаца статьи 40 – возражений нет. Но и само это право не предоставляется. Лучше бы, правильней, законней была бы другая позиция – Закон исполняется, даже при наличии возражений.




Запишите отзыв в Гостевую книгу, для обсуждения работает Мой форум.


Сайт управляется системой uCoz