О праве на исключение периодов

при расчете пенсии

научным работникам

 

Возражения

Министерству Труда и социальной политики

и Управлению Пенсионного фонда Украины

 

Действующим законодательством предусмотрено право на оптимизацию расчетного среднего заработка для определения размера пенсии исключением из расчета периода до 60 календарных месяцев страхового стажа, при условии, что такой период составляет не более, чем 10% продолжительности страхового стажа.

Это право установлено для всех граждан Украины.

Однако, Управление Пенсионного фонда Украины при поддержке Министерства Труда и социальной политики незаконно лишает этого права научных работников, которым пенсия назначается по Закону Украины №1977-XII «О научной и научно-технической деятельности».

В качестве аргумента для такого отказа придумана сентенция о несогласованности законов и о связи вида заработка с порядком определения периодов стажа для расчета размера пенсии. В своих официальных ответах научным работникам и в прессе Пенсионный фонд Украины заявляет: «Оскільки, пенсія науковому працівнику обчислюється із заробітної плати за період роботи на наукових посадах з урахуванням наукового стажу, а виключення періоду із заробітної плати встановлено в залежності від тривалості страхового стажу, застосувати частину 3 статті 40 Закону України "Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування" при обчисленні пенсії за нормами Закону України "Про наукову і науково-технічну діяльність", до врегулювання суперечностей норм законів, не представляється можливим».

На первый взгляд – вроде бы правильно. Однако, давайте пока оставим в стороне (интересный и сам по себе) вопрос о законности неисполнения норм действующих Законов по причине наличия в них противоречий с чьей-либо субъективной точки зрения и несколько глубже рассмотрим этот вопрос в рамках действующего законодательства,.

Согласно положениям статьи 4 Закона Украины №1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» законодательство о пенсионном обеспечении состоит из «Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании» (ЗУ № 16/98-ВР), Закона Украины №1058-IV, закона о негосударственном пенсионном обеспечении, законов, которыми устанавливаются условия пенсионного обеспечения, отличные от общеобязательного государственного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.

При этом согласно положениям статьи 5 Закон Украины №1058-IV регулирует отношения, возникающие между субъектами пенсионного страхования.

Исключительно этим Законом определяются условия получения права и порядок определения размеров пенсионных выплат (статья 5).

Таким образом, Закон Украины №1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» имеет доминирующее положение по отношению к другим законам о пенсионном обеспечении.

Статья 24 Закона Украины №1977-XII «О научной и научно-технической деятельности» служит для предоставления научным работникам более широких прав на пенсионное обеспечение и более высокий размер пенсий по сравнению с общим Законом Украины №1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Эта статья специального Закона не отменяет нормы общего пенсионного Закона (имеющего доминирующее положение), а расширяет их для назначения научным работникам более высоких пенсий.

Статья специального Закона для отдельной категории граждан не может и не должна сужать объем или содержание прав, предоставляемых общим Законом для всех граждан.

Предоставляемое третьим абзацем ч.1 ст.40 ЗУ №1058-IV право на оптимизацию расчетного заработка исключением 10% страхового стажа не может быть сужено для научных работников до 10% научного стажа.

Упоминание каких-либо законопроектов, которые возможно «урегулируют» эту норму вообще не должно приниматься во внимание, поскольку исполнению подлежат не законопроекты, а действующие Законы.

Кроме того, в соответствии со статьей 22 Конституции Украины (ЗУ 254к/96-ВР) действующая норма не может быть отменена, сужена или сокращена ни внесением изменений в действующие законы, ни принятием новых законов.

На том же основании (ст.22 Конституции) и Закон Украины №1316-IV от 20.11.2003г. (о внесении изменений в Закон Украины №1977-XII «О научной и научно-технической деятельности») не могут отменить, сузить или сократить право выбора исключаемого периода страхового стажа, ранее установленное  для всех граждан Законом Украины №1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003г.

 

УПФУ и МинТруда правильно указывают, что ст.40 Закона Украины №1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусматривает исключение до 10% страхового стажа, а не научного. Однако, ссылаясь на то, что пенсия научным работникам определяется по научному заработку, т.е. за период научного стажа, эти ведомства заявляют, что вопрос об исключении периода должен решаться относительно научного стажа, а не страхового стажа. Подобным же образом они могли бы пытаться еще более сужать эту норму, например, до 10% доцентского или профессорского стажа, если выбранный период относится ко времени работы в такой должности и исчисление пенсии производится из заработка доцента или профессора. А если быть еще более точным, то следует заметить, что пенсия определяется не только не по всему заработку, но даже и не по всему научному заработку, а только по заработку за период, определяемый по ч.1 ст.40 Закона Украины №1058‑IV. Так может быть ПФУ предложит отсчитывать 10% от продолжительности периода, выбранного по первого абзацу ст.40, а МинТруда подготовит соответствующий законопроект и на этом основании лишит права на оптимизацию вообще всех граждан? До «законодательного урегулирования»!

Период, за который учитывается заработная плата для расчета научной пенсии, согласно первому абзацу ч.1 ст.40 ЗУ №1058-IV определяется как «любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000г., и за весь период страхового стажа начиная с 1 июля 2000г.» – по этой части у ПФУ и МинТруда не было возражений.

Не должно их быть и относительно исключения из выбранного периода страхового стажа его части, составляющей не более 10% страхового стажа согласно третьего абзаца ч.1 ст.40 ЗУ №1058-IV, предусматривающего такое исключение: «По выбору лица, обратившегося за пенсией, из периода, за который учитывается заработная плата (доход) для расчета пенсии, исключается период до 60 календарных месяцев подряд при условии, что указанный период составляет не более чем 10 процентов продолжительности страхового стажа»

Таким образом, третий абзац ч.1 ст.40 имеет в точности то же самое применение, что и абзац первый той же статьи.

Следовательно, право на оптимизацию расчетного среднего заработка для определения размера пенсии должно предоставляться всем гражданам без каких-либо ограничений или условий на исключение из периода, за который учитывается заработная плата для расчета пенсии, периода до 60 календарных месяцев подряд, но не более чем 10% продолжительности страхового стажа.

Это право распространяется на всех граждан, без выделения научных работников в категорию лиц с ограниченными правами.

Более того, в ч.3 ст.24 ЗУ №1977-XII  при назначении научной пенсии явно предусмотрено применение ст.40 ЗУ №1058‑IV без каких-либо изъятий, ограничений или условий.

Таким образом, в этих Законах нет упоминаемого противоречия, а все пояснения ПФУ и МинТруда не имеют под собой никакого обоснования (ни юридического, ни логического, ни социального). Их выводы опираются на собственные предположения и желания  (как надо было бы), а не на нормы действующего законодательства и являются антисоциальными попытками незаконно сузить права научных работников и занизить размер научной пенсии, что противоречит духу Закона «О научной и научно-технической деятельности», декларируемого частью 1 статьи 24.

 

11 июня 2005 г.                                                                       Н.И.Хиргий

Харьков

 

 


Этот же текст в виде:

Запишите отзыв в Гостевую книгу, для обсуждения работает Мой форум.




Сайт управляется системой uCoz