Перерасчет пенсий научным работникам,

продолжающим работать

 

Появляются жалобы на отказ в перерасчете пенсии научным работникам после двух лет работы. Это начала срабатывать мина, заложенная в неточностях ч.6 и ч.17 ст.24 ЗУ 1977-XII.

Помнится еще в 2004 году эксперт от ПАДКО в сообщениях на форуме оценивал начальную фразу в ч.6 как ошибку, как недоработку законодателя, по недосмотру оставившего текст очень старой редакции статьи 24.

Напомню, что ч.6 ст.24 ЗУ 1977-XII дает формулу определения личного среднемесячного заработка для расчета пенсии,  идентичную формуле из ч.2 ст.40 ЗУ 1058-IV. Однако, фраза в начале статьи несколько иная, а именно –

"При обчисленні пенсії, крім випадків, коли заробітна плата враховується за два роки перед зверненням за призначенням або перерахунком пенсії, середньомісячна заробітна плата визначається за формулою:

Зп = Зс х (Ск : К) ...".

 

Как ошибку эксперт от ПАДКО оценивал следующую фразу "крім випадків, коли заробітна плата враховується за два роки перед зверненням", потому как с вступлением в силу новых Законов (ЗУ 1058-IV и ст.24 ЗУ 1977-XII в редакции ЗУ 1316-IV) исключен порядок учета заработка "за два роки перед зверненням". Он ушел в прошлое, перестал быть определенным, перестал существовать вообще.

В начале 2004г. эту фразу игнорировали как неактуальную на том основании, что по новым Законам (ч.3 ст.24 ЗУ 1977-XII) заработок следует вычислять по периоду, определенному в ч.1 ст.40 ЗУ 1058-IV. Согласно этому порядку методика усреднения заработка вообще не предусматривает расчета по двум последним годам и потому такой порядок вычисления вроде бы и не нужен.

Однако, по прошествии двух лет после массовых перерасчетов 2004 года научные работники, как и другие работающие пенсионеры, начали обращаться  в местные органы Пенсионного фонда за перерасчетом пенсии.

Право на перерасчет пенсии научным работникам устанавливает ч.17 ст.24 ЗУ 1977-XII. Эта норма для научных работников существенно отличается от аналогичной нормы для страховых пенсий, установленной в ч.4 ст.42 ЗУ 1058-IV. Так, для получения права на перерасчет страховой пенсии достаточно просто продолжать работать, а следующий перерасчет просто «не раніш як через два роки після попереднього перерахунку». Тем самым, для получения права на перерасчет страховой пенсии достаточно факта увеличения страхового стажа. Тогда как для научных работников в любом случае условия существенно более жесткие. А именно, требуется:

-         во-первых, проработать до перерасчета «не менш як  два роки»,

-         во-вторых, за эти два года иметь «більш високий заробіток, ніж той, з якого було обчислено пенсію».

Оба этих положения в буквальном их понимании устанавливают более узкие права научным работникам на перерасчет пенсии по сравнению с другими пенсионерами, получающими страховые пенсии по ЗУ 1058-IV.

Кроме того, отсутствие явно оговоренного правила определения того, что считать более высоким заработком, местные органы Пенсионного фонда стали использовать для отказа в перерасчете вообще – многие преподаватели на пенсии подрабатывают на полставки и менее . . .

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Сначала обратим внимание на то, что сравнению подлежат не прошлые и новые заработки вообще, а заработок, «з якого було обчислено пенсію» и заработок за последние два года работы.

С первой из этих величин всё относительно ясно – заработок, «з якого було обчислено пенсію», был определен при назначении (или предыдущем перерасчете) пенсии. Он должен быть зафиксирован в личном деле пенсионера и сообщен ему. Размер пенсии был установлен в 80-90% именно от этого заработка (в соответствии с ч.3 ст.24 ЗУ 1977-XII). Его также можно вычислить и косвенно – достаточно знать размер назначенной пенсии (без учета индексаций и ежегодных повышений по ч.13 ст.24) и научный стаж, т.е. количество процентов, которое составила пенсия от этого заработка. Например, при большом стаже пенсия составляет 90% заработка и размер заработка можно получить делением размера пенсии на 0,9.

Со второй из сравниваемых величин дело обстоит существенно сложнее – необходимо определить процедуру вычисления «заробітку за два роки підряд після призначення пенсії». Естественно было бы применить тот же самый порядок, что и для первой из сравниваемых величин – они обе являются среднемесячными заработками научного работника, но усреднение проводится по разным периодам. Однако, применению той же самой процедуры мешает фраза «крім випадків, коли заробітна плата враховується за два роки перед зверненням за призначенням або перерахунком пенсії» в самой ч.6 ст.24 ЗУ 1977-XII.

Выход из этого тупика может быть получен, если следовать духу Закона – слова о более высоком заработке следует рассматривать не обособленно, не в отрыве от Закона, а именно во всем его контексте. Речь о более высоком заработке после назначения пенсии идет именно для того, чтобы дать научному работнику возможность учесть этот заработок для повышения размера пенсии и, ввиду отсутствия процедуры прямого вычисления размера пенсии «виходячи з більш високого заробітку за два роки підряд після призначення пенсії» (ч.17 ст.24), вычислять этот размер так, как об этом сказано буквально следующей же фразой, которой и заканчивается ч.17 ст.24, а именно – «відповідно до частини третьої цієї статті».

А вот уже «відповідно до частини третьої» для вычисления сумм заработков для определения размера пенсии следует определить (в соответствии с ч.1 ст.40 ЗУ 1058-IV) период, по которому проводится усреднение, учитывая в этом периоде и те «два роки перед зверненням». Лишь после этого можно вычислить новый размер заработка по ч.6 ст.24 ЗУ 1977-XII (или, что в этом случае то же самое, по ч.2 ст.40 ЗУ 1058-IV).

Таким образом можно сравнить как прошлый заработок с настоящим, так и сравнить прошлый размер пенсии с новым. И уже из этого сравнения решать – целесообразен ли собственно перерасчет – в зависимости от того, увеличивается размер пенсии или нет. Именно это сравнение может дать юридически обоснованный ответ на вопрос – был ли более высоким  заработок научного работника за последние два года или нет. Именно такой подход может считаться законным, в отличие от интуитивных прикидок "на глаз" специалистами местных органов Пенсионного фонда.

 

Харьков, 12 мая 2006г.                                                   Н.И.Хиргий      

 




Сайт управляется системой uCoz