О научном и общем пенсионных Законах

 

Статья 24 Закона Украины № 1977-XII «О научной и научно-технической деятельности» предназначена для предоставления научным работникам более широких прав на пенсионное обеспечение и более высокий размер пенсии по сравнению с общим Законом Украины № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (и его предыдущим аналогом – Законом № 1788-XII «О пенсионном обеспечении»).

Эта статья специального Закона не отменяет нормы общего пенсионного Закона, а расширяет их для назначения научным работникам более высоких пенсий.

Статья специального Закона для отдельной категории граждан не может и не должна сужать или ограничивать права, предоставляемые общим Законом для всех граждан.

Попытки сузить или ограничить права научного работника противоречат духу этого Закона, декларированного ч. 1 статьи 24.

 

 

О научном и страховом стаже

 

Научный стаж не является альтернативой страхового стажа – время научной работы входит в страховой стаж на общих основаниях, научный стаж является неотъемлемой составной частью страхового стажа научного работника.

При назначении пенсии научному работнику учитывается как общий страховой стаж, так и специальный научный стаж. Например, наличие минимально необходимых для назначения научной пенсии 20 лет только научного стажа еще не является достаточным основанием для назначения пенсии (ни научной, ни обычной) – необходимо еще иметь и предусмотренный Законом минимальный страховой стаж не менее 25 лет.

Как в страховой стаж входит научный стаж, так и в научный стаж может входить, например, ассистентский стаж, доцентский стаж и профессорский стаж. Естественно, для определения размера пенсии профессор выберет заработную плату профессора и профессорский стаж, т.е. период работы в должности профессора.

 

 

О связи вида заработка и вида стажа

 

ПФУ и МинТруда утверждают, что научным работникам пенсию «назначают из заработной платы научного работника, т.е. за период научного стажа, а не всего периода трудовой деятельности» и из этого выводит заключение о том, что вопрос исключения периодов «должен решаться относительно научного стажа, а не страхового стажа».

Однако, точно так же, можно утверждать, что, например, профессору пенсия назначается из заработной платы профессора, т.е. за период профессорского стажа, а не всего стажа научной работы, и тогда вопрос исключения периодов должен решаться относительно профессорского стажа, а не какого-либо другого стажа.

Однако, сокращения нормы на продолжительность исключаемого периода до 10% более узкого стажа (например, профессорского, доцентского или научного) действующими Закономи не предусмотрено. Законной является лишь норма «не более 10% страхового стажа». Подобные заключения не соответствует нормам действующего Закона, в котором говорится именно о праве исключения из расчета до 10% страхового стажа (ч. 3 ст. 24 Закона Украины №1977-XII «О научной и научно-технической деятельности» и третий абзац ч. 1 ст. 40 Закона Украины № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»). Это право распространяется на всех граждан, без исключения научных работников в категорию лиц с ограниченными правами.

Таким образом, вышеупомянутое утверждение ПФУ не опирается на нормы действующего законодательства, логический вывод сделан неверно и нацелен на то, чтобы незаконно сузить права научных работников и назначать им заниженный размер пенсии.

 

Февраль 2005 г.                                                           Н.И.Хиргий

 




Запишите отзыв в Гостевую книгу, для обсуждения работает Мой форум



Сайт управляется системой uCoz

Сайт управляется системой uCoz